ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Чему учит рассказ никита кожемяка. Энциклопедия сказочных героев: Никита Кожемяка. Буквой Л расставим ноги

Никита Кожемяка издавна был героем народных сказок на Руси. Это типичный пример богатыря, который не просто сильный и храбрый, но еще и добрый. Есть несколько вариантов сказки, но во всех них Никита Кожемяка – это богатырь, который убил дракона и спас царевну. Больше всего похожи украинская и белорусская вариации, а в русской значительно отличается только окончание. Хотя всегда он остается героем, простым добрым богатырем.

Сюжет сказки

Злой змей украл дочь киевского князя и спрятал ее в своем доме, чтобы никто не мог до нее добраться. Она тоскует по дому и очень хочет вернуться, но змей не отпускает царевну.Позже змей рассказал царевне, что на всем свете он боится только одного человека – Никиту Кожемяку. С этих пор она стала думать о том, как бы ей уговорить Никиту на бой с змеем. Заключенная отправляет отцу письмо, чтобы тот отыскал богатыря и уговорил того спасти ее – убить страшного змея. Что же отвечает царю Кожемяка? Это весьма нетипично для сказок, ведь он отказывает. Когда первые царские делегаты навестили дом Никиты, он так удивился, что случайно разорвал двенадцать кож, что уже свидетельствует о немалой силе. Множество посланников ходит к Никите, а он остается непреклонным, но соглашается только тогда, когда к нему отправляют плачущих детей: богатырь просто не может вынести детские слезы. Обмазавшись смолой, чтобы стать неуязвимым для змея, силач отправляется спасать царевну. Длительный бой между богатырем и змеем заканчивается победой Кожемяки.

Окончание сказки

В белорусской и украинской версии, после того как Кожемяка побеждает змея, место, где он жил, стали называть Кожемяками. В русском варианте змей, которого победил Кожемяка, просит пощады, и доброе сердце богатыря сдается. Змей отдает половину своей земли богатырю. Тот разделил территорию бороздой, а в ней и утонул змей.

Никита Кожемяка

Это сказание не просто о герое, это классическая сказка Киевской Руси. Изначально была создана летопись. Впервые она была засвидетельствована еще в 992 году, но тогда богатыря еще не звали Кожемяка, это был юнец, обладающий невероятной силой, который во время ссоры с отцом разорвал кожи. С тех пор, конечно, сказка претерпела эволюцию. Если изначально это был юнец, который победил печенежского монстра, то в более поздних вариантах это уже богатырь, который сразился с фантастическим монстром и спас царевну. Типичная народная сказка, на которой воспитали не одно поколение детей.

Урок литературного чтения в 3 классе по программе УМК «Школа 2100»

Тема: Русские народные сказки «Никита - Кожемяка», «Как мужик гусей делил».

Цели: продолжить выработку навыков грамотного читателя;

совершенствовать речевые умения; развивать интерес к

самостоятельному чтению; учить ребят оценивать поступки героев

произведения; способствовать нравственному воспитанию учащихся.

Оборудование: выставка книг «Русские народные сказки», презентация, учебники.

Ход урока:


  1. Организационный момент.

  2. Психологическая настройка.

Ребята, как вы думаете, для чего нужно много читать?

^ Хорошая книжка привыкла к почтению

И тот получает пятёрку по чтению,

II. Сообщение темы и целей урока.

А сейчас, давайте поиграем:

Перед вами зашифрованное слово, чтобы прочитать его, вы должны расположить данные числа в порядке возрастания.

А что значит в порядке возрастания? (От меньшего к большему).

Если вы правильно справились с заданием, то у вас должно получиться слово. Давайте проверим.

Прочитайте слово, которое у вас получилось – (СКАЗКИ).

А кто знает, что такое сказки? (Ответы учащихся)

^ III. Анализ сказки «Никита - Кожемяка».

Как вы понимаете выражение «красавица собой была, так за жену себе взял»?

Почему никто не сражался со змеем, а все отдавали ему девушек на

съедение?

Как царевна стала женой змея?

Где жил змей?

Кто смог спасти царевну?

Как об этом она узнала?

Чем занимался Никита - Кожемяка?

Где он жил?

Каким вы представляете Никиту?

Почему же Никиту звали Кожемяка?

Для чего мнут кожи?

Что случилось с Никитой, когда к нему пришёл сам царь?

Чем закончилась битва со змеем?

Как Никита и змей делили землю?

Что осталось от змея?

Можно ли Никиту - Кожемяку назвать богатырём?

По каким признакам эту сказку можно назвать богатырской?

Найдите в ней приметы волшебных сказок.

2. Пересказ сказки «Никита - Кожемяка»
^ IY. Гимнастика для глаз:

Посмотрите, перед вами волшебное яблочко на тарелочке. И куда

оно сейчас покатится, туда должны следовать за ним и ваши глазки.

Итак, следим... Катись, катись, яблочко по тарелочке. Хорошо.

А теперь крепко зажмурьте глаза, представьте, что вы попали в

Откройте глаза. Снова следим за яблочком. Катись, катись, яблочко…

Теперь, правой рукой закройте правый глаз, следите за яблочком.

Левой рукой закройте левый глаз. Катись, катись, яблочко по тарелочке.

Хорошо, молодцы!

^ Y. Чтение 1 - й части сказки «Как мужик гусей делил».

Прочитайте название сказки.

Можно ли на всех поделить гуся поровну?

Учащиеся читают про себя, самостоятельно.

Вопросы после чтения.

Назовите героев сказки.

Кто такой «помещик»? (богатый человек, владеющий

землёй)

- «Крестьянин»? (деревенский житель, который работает на земле,

выращивает скот).

- Объясните значение слов и выражений:

Гусь - пустокормка - нет пользы, только поедает корм.

Гостинец - подарок.

Барин - обращение к богатому человеку.

Почему крестьянин отнёс последнего гуся помещику?

Что должен был сделать Степан?

Как разделил гуся Степан?

За что барин одарил Степана?

^ YI. Физминутка.

Дружно встали - 1, 2, 3.

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из - под ладошек.

И направо, и ещё

Через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце - руки в боки.

Наклонившись влево, вправо,

Получается на славу!

YII. Чтение 2 - й части сказки и анализ прочитанного.

Вопросы после чтения.

Почему богатый крестьянин сам не пошёл, а отправил свою жену к

Как поступил богатый помещик?

Объясните выражения:

Что творится со Степаном - что случилось.

Богатый муж и жена были очень завидливые - жадные и

завистливые.

Сколько гусей принёс Евдоким? Почему?

Смог ли он их разделить?

Составьте схему «Герои сказки» и дайте им характеристику.

YII. Обобщение.

С какими сказками познакомились?

Чему учит сказка «Никита - Кожемяка».

Чему учит сказка «Как мужик гусей делил»?

Прочитайте пословицы и поговорки?


        • Ум без разума беда.

        • И сила уму уступает

        • Утро вечера мудренее.

        • У страха глаза велики.
- Какие пословицы можно отнести к каждой сказке?

      • Объясните их значение.
В мире много сказок

Грустных и смешных.

Нам нельзя без света,

Нам нельзя без них.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло,

Пусть Добро навеки

Побеждает зло!

Какая сказочная примета упоминается в стихотворении?

части сказки.

ХI. Итог урока.

Жанр: сказка Главные герои: Никита, змей

Когда-то, очень давно, возле Киева появился страшный Змей. Он наносил окрестностям большие беды – разорял, грабил ближайшие города и села, и забирал на съедение самую красивую из девушек. Через некоторое время очередь дошла до дочери царя. Но Змей, потрясенный ее красотой, не съел царевну, а взял себе в жены и запер в пещере. Когда он уходил на свой ужасный промысел, то запирал ее огромным валуном. У царевны была собачонка, она проследила куда Змей уволок красавицу и, когда того не было, то носила от царевны весточки к родным. Однажды царь попросил узнать у Змея, кто его сильней и сможет победить. Царевна так и сделала и написала, чтоб родители нашли в Киеве Никиту Кожемяку – только он может ее освободить.

Когда царь попросил Никиту помочь одолеть Змея тот поначалу отказался, но увидев слезы тысячи маленьких детей, оставшихся сиротами из-за бесчинства Змея, согласился. Он вызвал на бой чудовище и когда победил его, Змей взмолил о пощаде. Тогда Никита предложил поделить землю, чтоб у каждого была своя территория. Никита запряг Змея в соху, и они пропахали огромную борозду до самого моря. Разделив землю, они стали делить воду, и на самой середине моря Никита утопил Змея. За свой героический подвиг Никита ничего не взял и продолжил, как прежде, мять кожи. Говорят, до сих пор осталась та борозда.

Сказка (повесть, былина) Никита Кожемяка.

Картинка или рисунок Никита Кожемяка

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Пушкин Арап Петра Великого

    Жизнь наша полна предрассудков. Все можно испортить, и только из-за своего какого-то совсем неважно го мнения, которое когда-то сформировалось. Предрассудками полны все люди.

  • Краткое содержание Чехов Случай из практики

    К тяжелобольной дочери фабриканта приглашают профессора. Вместо себя доктор присылает ординатора Королева. Родившийся и выросший в Москве

  • Краткое содержание Раковый корпус Солженицын

    «Раковый корпус» - это место, где пришлось встретиться абсолютно разным, не похожим друг на друга людям. Людей, которых трудно представить в компании друг друга вне стен онкологического медучреждения

  • Краткое содержание Чапаев Фурманов

    В произведении показана жизнь и трагическая гибель красного комиссара Василия Чапаева. Роман начинается с событий, которые происходят в 1919 году на Иваново-Вознесенском вокзале,

  • Краткое содержание сказки Гримм Рапунцель

    Семье, в которой жил муж с женой, всё никак не удавалось произвести на свет ребёнка. Супруги не отчаивались. И в один чудесный день, женщина узнала, что скоро их семью ждёт пополнение.





























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Занятие № 1

Тема: "Создание образа народного героя-богатыря из русской народной сказки "Никита-Кожемяка"

Цель занятия. Передача художественного образа народного героя-богатыря через просмотр современного мультфильма "Никита-Кожемяка".

  1. Учить детей свободно передавать былинный образ фигуры человека красками на бумаге.
  2. Развивать творческую активность, фантазию при создании эскиза художественного образа былинного героя простыми карандашами на бумаге, анализировать художественное произведение при составлении устного портрета сказочного героя.
  3. Воспитывать чувство патриотизма и любви к художественным произведениям разных направлений.
  • Беседа
  • ИКТ: мультимедийная презентация; мультфильм "Никита Кожемяка"
  • Упражнение "Продолжи поговорку".

Материалы и инструменты.

  • Раскраски с изображением былинных героев.
  • Схемы пошагового рисования человека.
  • Карточки для упражнения "Продолжи поговорку"
  • Бумага, простые карандаши, ластики, точилки.

Зрительный ряд: надписи на доске: "Художник-миниатюрист", "Художник-иллюстратор", "Художник-мультипликатор"; рисунок-образец "Никита Кожемяка".

Ход занятия

I Вводная часть занятия

Сегодня мы с вами познакомимся с былинно-сказочным творчеством художников разных направлений: палеха, книжной графики, мультипликации. Тема нашего занятия "Изображение былинно-сказочного образа Никиты Кожемяки" и создадим художественный образ народного героя-богатыря карандашами на бумаге через просмотр современного мультфильма "Никита-Кожемяка".

3. Настрой детей на занятие.

II Основная часть занятия

1. Просмотр мультфильма "Никита Кожемяка".

2. Обсуждение мультфильма "Никита Кожемяка":

Назовите местность, где проживал Никита Кожемяка. (Нижний Новгород)

Чем занимался Никита Кожемяка? (мял кожи)

С какой просьбой царь Владимир обратился к Никите Кожемяке? (Побороть Змея Горыныча)

В какую одежду, обувь был одет главный герой? (рубаха, штаны, сапоги)

Назовите внешний облик Никиты Кожемяки: рост, телосложение, прическа: цвет и длина волос. (громадная фигура, русые волосы средней длины)

3. Просмотр презентации "Никита Кожемяка" слайды 3-16. Знакомство с историческим образом былинного богатыря Никиты Кожемяки.

1) "Былинные времена" (Слайд 3).Чтение текста в слайде.

2) "Портрет Никиты Кожемяки" (Слайд 4). Педагог кликает мышью по изображению.

Из слов Бабы Яги понятно, что Никита Кожемяка обладал силой не мерянной. Только Никите Кожемяке по силам было справиться со Змеем Горынычем. Педагог кликает мышью по слайду.

Обратите внимание на портрет Никиты Кожемяки. Черты лица европейского типа. Цвет волос и глаз светлый. Развиты мускулы на руках и ногах. Одет в белую рубаху с вышивкой красного цвета. Поверх рубахи темно-серый фартук. За спиной у богатыря висят на веревках куски бычьей кожи. Подтверждением этому является легенда о Никите Кожемяке, описанная в повести временных лет от 992 года.

4. Знакомство детей с легендой о Никите Кожемяке.

5. Анализ легенды:

  1. Как описывается характер Никиты Кожемяки в легенде? (застенчивый, добрый)
  2. Какого роста Никита Кожемяка? (среднего, неприметного)
  3. Каким способом князь Владимир проверил силу Никиты Кожемяки? (борьбой с разъяренным быком)

Мы просмотрели мультфильм о Никите Кожемяке, познакомились с легендой о нем.

6. Продолжение просмотра презентации.

А теперь рассмотрим, каким образ Никиты Кожемяки представляют художники разных направлений. На одной из своих иллюстраций (педагог кликает мышкой) художник Юрий Скирда изобразил героя с развитыми мускулами, также в белой рубахе с закатанными рукавами. На рукавах вышивка. Ворот и низ рубахи отделаны красной каймой. Подпоясан богатырь поясом цвета бирюзы. Костюм дополняют белые штаны с голубыми полосами. На лбу белая повязка. Никита Кожемяка стоит в позе, широко расставив ноги, руки полусогнуты. Ему навстречу молодые люди согнувшись от тяжести. волокут кувшин питья:

"Ай да силища богатырская!
Смельчаку у нас почет-уважение -
испей доброго меду нашего".

Видно, что люди, жившие рядом с ним, уважали Никиту. Сам царь к Никите пожаловал. Каким себя Никита Кожемяка показывает перед царем?

Педагог кликает мышью по следующему изображению-видео.

Оказывается Никита Кожемяка по натуре своей был робким. Из-за неуверенности в своих силах отказался выполнить просьбу царя Владимира. Что же заставило Никиту пойти на бой со Змеем Горынычем?

3) "Характер Никиты Кожемяки" (Слайд 5).

Рассмотрим изображение, где Никита Кожемяка тушит пожар. В руках у него емкость, размером с двухэтажный дом, из которой льется вода. Художник намеренно изобразил героя огромного роста, показав его богатырскую силу. Богатырь одет в светлую рубаху, темно-серый фартук, штаны светло-серые, красные сапоги. Художник изобразил еще одну черту характера Никиты Кожемяки, что богатырь всегда готов прийти на помощь людям, оказавшимся в беде. В рисунке художника Владимира Долгова Никита Кожемяка богатырского телосложения, в красно-коричневой рубахе. На груди и на рукавах рубахи орнамент белого и красного цветов. Длинный коричневый фартук. Светлые волосы средней длины, подвязаны красной узкой лентой.

Вокруг Никиты изображены плачущие дети. Глаза Никиты Кожемяки печальны. (Педагог кликает мышью по нижнему изображению справа: просмотр фрагмента из мультфильма). Жалко Никите детей беззащитных, которых легко может обидеть каждый, и соглашается помочь им.

4) "Изображение былинного героя палехскими мастерами" (Слайд 6).

Одной из традиций палехских художников является изображение различных сказочных сюжетов. За доброту, отвагу, смекалку, бескорыстность, любовь к своему народу, мастера палехского искусства отобразили подвиг Никиты Кожемяки в своих работах.

Перед вами две шкатулки, на которых Никита Кожемяка одет в белую рубаху с засученными рукавами, красный фартук на левой шкатулке и красные штаны на правой. Ноги его обмотаны белыми онучами, т.е. портянками и обуты в лапти. В руках у Никиты дубина с утолщенным концом - палица.

На левой шкатулке в ногах у богатыря притаился на коротких лапах дракон черного цвета, цвета тьмы, беды. Изо рта язык раздвоенный торчит. Смотрит на Никиту так, словно хочет укусить его. На другой шкатулке косматое чудовище красного цвета с зелеными крыльями стережет плачущую царевну.

Тщательно, и четко, и в то же время изящно расписали художники людей, животных, пригорки, растительность, постройки. Каждая композиция продумана до мелочей.

Профессия художника, занимающегося росписью лаковых миниатюрных изделий, называется "художник-миниатюрист". Отличительные черты палехской росписи - миниатюрное, мелочное письмо, многообразие элементов композиции и их живописность. Обыкновенная коробочка из папье-маше сегодня считается ювелирной драгоценностью.

Палехские художники также занимаются и книжной графикой. На иллюстрации "Бой Никиты Кожемяки со Змеем Горынычем" художник Алексей Орлеанский изобразил героя в зеленой рубахе с мечом в руке, в красной накидке и красных сапогах с белыми отворотами, облегающих черных штанах с мелким зеленым узором. На открытке художник Зайцев А. изобразил Никиту в оранжевой рубахе с белыми отворотами и белом фартуке, в синих штанах.

5) "Художники-иллюстраторы" (Слайд 7).

Художники, занимающиеся искусством книжной графики относятся к профессии "художники-иллюстраторы". На иллюстрации "Змей Горыныч" художника Николая Михайловича Кочергина Никита Кожемяка в белой рубахе, красном фартуке замахивается плеткой на дракона. На следующей иллюстрации художник Владимир Долгов показывает Никиту Кожемяку в костюме красных, коричневых и белых цветов.

6) "Иллюстрации разных художников" (Слайд 8).

На слайде представлены иллюстрации художников-иллюстраторов, на которых Никита Кожемяка одет в белую или красную рубахи, белые или голубые штаны, белые или темно-серые онучи. Каждый художник в своем произведении по-своему раскрывает сказочного богатыря. У Виталия Луьяненко поверх рубахи герой обмотан накидкой, скрепленной на талии поясом, у Сергея Даниленко Никита в шлеме и обмотан толстыми веревками. Сергей Сачков изобразил Никиту Кожемяку с золотистыми волосами подвязанными красной лентой. Подпоясан Никита черным пояском. Верхняя часть туловища художником намеренно зрительно преувеличена, чтобы показать мощь богатыря.

Художники Ирина и Владимир Пустоваловы в своих иллюстрациях добавили в костюм Никиты Кожемяки, толстые серые веревки (пеньку), серый фартук, голубую повязку, скрепляющую волосы.

7. Работа с таблицей "Цветовые символы славянской мифологии"

Педагог обращает внимание детей на таблицу "Цветовые символы в Славянской мифологии". Приложение № 2.

Не случайно художники использовали в своих произведениях определенные цвета. В стародавние времена одежда считалась оберегом богатыря, защищая его от гибели. Рубаха белого цвета одевалась перед битвой, на чистое тело.

7) "Изображение былинного героя художниками-мультипликаторами" (Слайд 9).

Над созданием мультфильма работают много людей. В том числе и художники-мультипликаторы, которые рисуют эскизы героев мультфильма. Перед вами два рисунка с изображением Никиты Кожемяки из рисованных мультфильмов. (Педагог кликает мышью). На следующем рисунке изображен мальчик " - это Никита Кожемяка в детстве из современного мультфильма "Никита Кожемяка". В детали изображения, в отличие от рассмотренных рисунков добавлены тени и рисованный персонаж кажется немного объемным. (Педагог кликает мышью). Последнее изображение выполнено художниками-аниматорами по рисункам художников-мультипликаторов с помощью специальных компьютерных программ в трехмерном изображении. Наш герой выглядит объемной игрушкой.

8) "Изображение Змея Горыныча" (Слайд 10).

Змей Горыныч - дракон, т.е. фантастическое существо. В разных сказках количество голов змея бывает от трех до двенадцати. В случае нападения дракон способен извергать огонь. У Змея есть крылья, но о них известно то, что они могут быть "огненными". Тело змея в сказках не описывается, однако на картинках, изображающих змея, излюбленными деталями являются длинный хвост стрелой и когтистые лапы. В одних сказках Змей Горыныч живет в воде, спит на камне в море, в других сказках он живет в горах. В разных странах мира тоже существуют свои драконы. Вот, например анимационная картинка восточного дракона, который очень схож с русским Змеем Горынычем и подходит под описание в произведении "Былины и героические сказки". (Педагог кликает мышью по слайду. Появляется анимированная картинка дракона).

8. Викторина "Никита Кожемяка" (Слайды 11 - 15).

9. Упражнение "Продолжи поговорку". Дети делятся на две команды. Каждой команде дается набор карточек с поговорками, разделенными на части. Побеждает команда, первая собравшая все карточки правильно. Приложение № 2.

10. Инструктаж по практической работе. Создание эскиза богатыря Никиты Кожемяки. "Построение фигуры богатыря" (Слайд 17).

У взрослого мужчины рост составляет около восьми голов. Исходя из этих идеальных пропорций головы и тела, можно приблизительно определить сравнительную величину других частей фигуры. Ноги начинаются на уровне середины фигуры, т.е. четырех голов. Границы проходят приблизительно через подбородок, грудь, талию и середину фигуры; бедра приходятся на середину высоты тела. Верхняя и нижняя части ноги составляют каждая по две "головы". Наиболее широкая часть у мужчины, как правило - плечи, составляющие две и одну треть "головы". Так как наша задача нарисовать богатыря в одежде, то необходимо учитывать его крупное телосложение и толщину одежды, обуви.

11. Практическая работа . Построение фигуры богатыря простыми карандашами на бумаге.

III Итоговая часть занятия

1. Рефлексия занятия.

Что понравилось сегодня на занятии?

С какими профессиями художников познакомились?

Вызвал ли у вас интерес к работе по слайдам презентации?

2. Анализ педагогом эскизов детей.

Занятие № 2 (продолжение)

Тема занятия: "Создание былинного образа богатыря Никиты Кожемяки красками в цвете"

Продолжительность занятия - 1,5 ч.

Занятие проводится с детьми третьего года обучения. Возраст детей 10 - 12 лет

Цель занятия: создание условий для оформления сказочного образа богатыря в цвете красками на бумаге.

  1. Создать в цвете образ богатыря Никиты Кожемяки.
  2. Развивать творческую активность, фантазию при создании художественного образа былинного героя с помощью техник аля-прима; набрызг, печатание.
  3. Оформить фигуру богатыря с использованием цветовой и орнаментальной славянских символик.
  4. Воспитать в детях любовь к истории и живописи русского народа.

Дидактическое сопровождение занятия:

  • Беседа
  • ИКТ: мультимедийная презентация.
  • Подвижная игра: "Змей Горыныч и Никита Кожемяка".

Материалы и инструменты.

  • Иллюстрации с изображением русского героя.
  • Бумага, простые карандаши, ластики, точилки, краски, кисточки, салфетки.

Оборудование: экран, мультимедийный проектор.

Зрительный ряд: надписи на доске: рисунок-образец "Никита Кожемяка"; таблицы: "Цветовые символы в Славянской мифологии", "Славянские символы"; плакаты с надписями: "Я не победимый Змей, кто желает быть добычею моей"; "Вместе мы сила, мы не победимы".

Ход занятия

I Вводная часть занятия

1. Приветствие педагогом детей.

Сегодня на занятии мы продолжаем работу по созданию образа богатыря Никиты Кожемяки по мотивам мультфильма.

Занятие проводится с целью создания былинного образа богатыря Никиты Кожемяки в цвете.

Цель занятия: создание условий для оформления сказочного образа богатыря в цвете красками на бумаге.

2. Проверка организации рабочего места: расположение бумаги, красок, кисточек, салфеток на столе.

3. Настрой детей на занятие. Смачивание красок.

II Основная часть занятия

1. Самостоятельный просмотр детьми мультимедийной презентации (фоновое сопровождение практической работы). Слайды 17 - 27

    1.1 "Построение фигуры богатыря" (Слайд 17). Педагог напоминает правила построения фигуры богатыря.

    1.2 "Поэтапное построение лица" (Слайд 18

Сказок на Руси. Это типичный пример богатыря, который не просто сильный и храбрый, но еще и добрый. Есть несколько вариантов сказки, но во всех них Никита Кожемяка - это богатырь, который убил дракона и спас царевну. Больше всего похожи украинская и белорусская вариации, а в русской значительно отличается только окончание. Хотя всегда он остается героем, простым добрым богатырем.

Сюжет сказки

Злой змей украл дочь киевского князя и спрятал ее в своем доме, чтобы никто не мог до нее добраться. Она тоскует по дому и очень хочет вернуться, но змей не отпускает царевну.

Позже змей рассказал царевне, что на всем свете он боится только одного человека - Никиту Кожемяку. С этих пор она стала думать о том, как бы ей уговорить Никиту на бой с змеем. Заключенная отправляет отцу письмо, чтобы тот отыскал богатыря и уговорил того спасти ее - убить страшного змея. Что же отвечает царю Кожемяка? Это весьма нетипично для сказок, ведь он отказывает. Когда первые царские делегаты навестили дом Никиты, он так удивился, что случайно разорвал двенадцать кож, что уже свидетельствует о немалой силе. Множество посланников ходит к Никите, а он остается непреклонным, но соглашается только тогда, когда к нему отправляют плачущих детей: богатырь просто не может вынести детские слезы. Обмазавшись смолой, чтобы стать неуязвимым для змея, силач отправляется спасать царевну. Длительный бой между богатырем и змеем заканчивается победой Кожемяки.

Окончание сказки

В белорусской и украинской версии, после того как Кожемяка побеждает змея, место, где он жил, стали называть Кожемяками. В русском варианте змей, которого победил Кожемяка, просит пощады, и доброе сердце богатыря сдается.

Змей отдает половину своей земли богатырю. Тот разделил территорию бороздой, а в ней и утонул змей.

Никита Кожемяка

Это сказание не просто о классическая сказка Киевской Руси. Изначально была создана летопись. Впервые она была засвидетельствована еще в 992 году, но тогда богатыря еще не звали Кожемяка, это был юнец, обладающий невероятной силой, который во время ссоры с отцом разорвал кожи. С тех пор, конечно, сказка претерпела эволюцию. Если изначально это был юнец, который победил печенежского монстра, то в более поздних вариантах это уже богатырь, который сразился с фантастическим монстром и спас царевну. Типичная народная сказка, на которой воспитали не одно поколение детей.